Статьи

Аннотации и полнотексты статей, тезисы конференций и результаты исследований по разделам возрастной психологии и другим отраслям психологической науки и практики

Название:
Тип статьи:
Рубрика:
Иностранная:
Сортировать:
Личностные трудности и проблемы подростков. Сообщение III
Автор:  Гаврилова Т.П. 
В статье анализируются особенности подросткового возраста. Автор рассматривает причины трудностей и противоречий подростков, дает свое определение процессов их социализации и обособления, а также поиска собственной идентичности. В зависимости от степени дезинтеграции личности Т.П. Гаврилова различает ядерные и периферийные конфликты. На основе этого подхода даются рекомендации школьным психологам.
Диагностика в личностном консультировании подростков. Сообщение II
Автор:  Гаврилова Т.П. 
Автор обобщает свой опыт работы школьным психологом. В статье рассматриваются аспекты диагностики проблем и трудностей подростков, различия в развитии младших и старших подростков. Автор выделяет несколько стадий в развитии общения психолога с подростком. Подробно описываются диагностические методы определения причин подростковых конфликтов, ценностные установки подростков, особенности самокритики и личностного роста.
Личное консультирование подростков как вид психологической помощи
Автор:  Гаврилова Т.П. 
От психологов, работающих в школе, администрация и учителя, прежде всего, ожидают помощи ученикам в преодолении их учебных трудностей. Многие школьные психологи также понимают свою основную профессиональную задачу. Однако кроме учебных младшие школьники, подростки, учащиеся старших классов переживают личностные трудности, связанные и со школой, и с семьей. Помощь таким ученикам – существенная и, может быть, наиболее сложная часть профессиональной деятельности школьного психолога.
Совещание по психологии труда
Автор:  Лисина М.И. 
В статье содержится краткий отчет о совещании по психологии труда, которое состоялось с 28 февраля по 4 марта 1957 года в Институте психологии АПН РСФСР. Тезисно изложены основные мысли докладчиков и сформулированы актуальные для того времени задачи дальнейшего развития психологической науки.
Опыт качественного анализа возрастных и индивидуальных особенностей развития читателей-школьников
Автор:  Кудина Г.Н. 
В статье рассматривается опыт качественного анализа особенностей понимания младшими школьниками образного содержания произведений художественной литературы. Анализ развития школьника-читателя дан на основе представлений о сущности читательской деятельности М.М. Бахтина. Показано, что общей исходной возрастной чертой читательской деятельности младших школьников при поступлении в школу является отсутствие представления об авторе, его замысле и позиции. Но в остальном наблюдается довольно широкий разброс индивидуальных различий — от детей, не владеющих практикой эстетического прочтения текста, до...
Путешествуйте с нами
Автор:  Козлова Е.Б. 
Популярная по стилю изложения, но глубокая по сути статья основана на многолетнем опыте автора в преподавании английского языка и наблюдениях за речевым поведением детей с особенностями развития. Автор приглашает задуматься о проблемах ребенка как речевого существа, посмотреть в корень причин "неспособности" к изучению языка, полемически подводит к вопросу о целесообразности логопедического и прочего тренирующего вмешательства.
Экстремальная психология важна для сохранения здоровья
Автор:  Рубцов В.В. 
Новый проект "Помогая другим - помогаешь себе!"
Новый проект Регионального благотворительного общественного фонда по поддержке социально незащищенных категорий граждан, разработанный совместно с факультетом дистанционного обучения МГППУ. Авторы проекта предлагают новаторские технологии, направленные на интеграцию инвалидов. Знакомство с этими технологиями прошло в рамках обучающего семинара, организованного фондом. В его работе приняли участие представители общественных организаций инвалидов, молодые инвалиды и их родители, социальные работники.
Структура образа: К 90-летию со дня рождения А. Н. Леонтьева
Автор:  Василюк Ф.Е. 
Концепция сознания А. Н. Леонтьева применена автором к психосемантической модели картины сознания. Эта картина определяется окружением человека, культурным и языковым контекстом и внутренним миром личности. Каждый из компонентов по-своему проявляется в образе, воздействует на его структуру. Каждый компонент обладает специфической сенсорной тканью. В статье приведены примеры из клинической практики, демонстрирующие психодиагностический и психотерапевтический потенциал данной модели.
Без учителя не получится
Качество образовательной системы не может быть выше качества учителя. Вот только как подготовить качественного педагога? Об этом на страницах "Новой газеты" размышляют ректор МГППУ Виталий Рубцов и первый проректор Аркадий Марголис
Юбилей как повод для определения новых маршрутов развития
Автор:  Рубцов В.В. 
В этом году исполняется 100 лет Психологическому институту - совершенно уникальному научному и образовательному учреждению, имеющему удивительные биографию и научную судьбу. Столь значимый юбилей - это бесспорный исторический повод для подведения итогов, но прежде всего возможность обозначить актуальные проблемы и наметить новые маршруты развития. Для этого следует вновь обратиться к истории создания и становления института, обогатив ее новыми данными, вспомнить его основателей, отдать должное всем тем, кто оставил след в его судьбе. Важно еще раз осмыслить пройденный институтом путь, поняв его...
Мы себя под Давыдовым чистим, чтоб идти в инновации дальше
Автор:  Гуружапов В.А. 
Сегодня нет ни одной школы в России, которая бы не использовала идеи Василия Давыдова при обучении детей в начальной школе. Какие бы стандарты ни утверждали, какие технологии ни применяли, развитие школы так или иначе тесно связано с его трудами.
Индивидуальные различия в способностях к обучению
Автор:  Малых С.Б. 
В мире нет одинаковых людей, мы все отличаемся друг от друга не только внешне, но и по особенностям поведения, обучения, мышления, мотивации.
Культурно-историческая психология детства - это важно
Основы научной школы, возникшей в стенах Психологического института РАО и получившей мировое признание как культурно- исторический подход в психологии, стали базой методологических и практических исследований университета- преемника - Московского городского психолого- педагогического университета.
Дух армии таков, каков духовный подъем народа
Автор:  Серова О. 
Годы Великой Отечественной войны стали временем трагических испытаний и блистательных свершений для отечественной психологии. В этой войне воюющим оказался каждый - и носящий оружие, и не носящий его, потому что каждый участвовал «в совместном духовном направлении воли, мысли, чувства и действия, ведущем к единому результату, именуемому победой».
Школы-лидеры как основной ресурс модернизации педагогического образования
Автор:  Марголис А.А. 
Каким требованиям должна отвечать подготовка учителя начальных классов, как она реально сейчас построена в разных стандартах подготовки, существующих в рамках педагогического образования, каким образом могут быть сформулированы и реализованы на практике те требования, которые нынче предъявляют к учителю начальных классов?
Центр, который мобилизует все ресурсы
Автор:  Юркевич В.С. 
Эксперимент длиною в жизнь
Автор:  Суворов А.В. 
Центр единый, специалисты разные
Автор:  Лебедева М. 
В 2011 году в Москве стартовал проект модернизации психологической службы. Преобразования относятся к деятельности педагогов- психологов, социальных педагогов, учителей- логопедов, учителей- дефектологов общеобразовательных школ, детских садов и психологических центров.
Новое качество исследований в области профилактики алкоголизма
В обзоре материалов за 2011 г. представлены ключевые направления профилактики, ориентированной на предотвращение алкоголь-зависимого поведения и рисков алкоголизации образовательной среды. Сегодня можно считать доказанным, что снижение качества образования сопровождается своеобразным принципом поддержания студентами и преподавателями асоциально-ориентированного образа жизни: потребления алкоголя, наркотиков, занятий беспорядочным сексом и азартными играми. В этой ситуации университетское сообщество осваивает новую эффективную модель международного сотрудничества всех уровней образования в области...