Статьи

Аннотации и полнотексты статей, тезисы конференций и результаты исследований по разделам возрастной психологии и другим отраслям психологической науки и практики

Название:
Тип статьи:
Рубрика:
Иностранная:
Сортировать:
Сравнительный анализ использования различных техник введения в роль в социально-психологических играх в практической этнопсихологии
Роль игрушки в развитии символической функции у детей младшего дошкольного возраста
Автор:  Агафонова М.С. 
Понятие внутренней позиции – проблема и перспективы исследования
Автор:  Лубовский Д.В. 
Применение опросника самоуважения М. Розенберга для исследования отношения подростков к себе
Автор:  Лубовский Д.В. 
Креативное развитие личности дошкольника и формирование внутренней позиции
Мозг первоклассника u успешная учеба
Проблема отказных детей в приемных семьях
Автор:  Япарова О.Г. 
Стадии адаптации в приемной семье ребенка, оставшегося без родителей, и их связь с возрастным периодами развития
Автор:  Хомякова А.А. 
Роль образа родителя в социализации детей, воспитывающихся вне семьи
Автор:  Соловьева А.А. 
Гендерное измерение социокультурного пространства депривационной среды развития сиротских учреждений
Автор:  Радина Н.К. 
Особенности проекции в графической методике «Неизвестное животное»
Автор:  Манилов И.Ф. 
Воспитательный диалог как средство социализации детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов
Автор:  Телегин М.В. 
В статье анализируются традиционный и альтернативный подходы к организации воспитания, обсуждается психологическая модель полноценного воспитательного диалога. Статья отвечает на вопрос «Как можно воспитывать ребенка в современных условиях.
Результаты экспериментального исследования на тему «Полоролевое самосознание мальчиков-подростков, воспитывающихся в семьях разного типа»
Автор:  Николаева И.М. 
Специфичность эмоциональной категориизации хроматических и геометрических признаков у детей дошкольного возраста
Излагаются результаты исследований по изучению специфичности эмоциональной категоризации для цветовых признаков объектов. Помимо доказательства правомерности выделения таковой категоризации, рассматриваются гипотезы вроженности физиологических механизмов цвето-эмоциональной категоризации и проблемы, связанные с возрастной динамикой ее освоения детьми. Описываются обнаруженные в ходе исследования эффекты "сенсибилизации-десенсибилизации" к форме и цвету. Ставится проблема дальнейшего изучения обнаруженного типологизирующего признака использования формы или цвета в раннем детском возрасте...
Возрастные возможности младших школьников в построении письменного высказывания
Автор:  Старагина И.П. 
Изложены результаты экспериментального исследования становления высказываний в письменной речи младших школьников. Выявлена связь между разновидностями письменной речи (неадресованная письменная речь, адресованная и незавершенная письменная речь, адресованная и завершенная письменная речь) и составом позиций, определяющих действие высказывания. Позиционность действия высказывания в письменной речи рассматривается как умение автора действовать в позиции обращающегося ("здесь и теперь") и наблюдателя ("вненаходимость"). Доказывается, что переход от диалогической устной речи к...
Феномен телесности в Я-структуре старшеклассников и содержании их жизненных проектов
Исследуются особенности проектирования старшеклассниками своего жизненного пути в зависимости от типа рефлексии собственных телесных возможностей. Раскрываются роль и место телесной составляющейв Я-структуре учащихся старшего школьного возраста, специфика отражения последней в содержании и способах проектирования ими своего жизненного пути. Показано, что характер выбора старшеклассниками формы самоопределения (амфорной, фрагментарной, структурированной) в пространстве предстоящих жизненных отношений обусловливается самосознанием телесных возможностей (телесного потенциала), в частности витальным...
Особенности моделирования в учебной деятельности подростка
Автор:  Чудинова Е.В. 
Представлены некоторые итоги проектирования и реализации экспериментальных учебных курсов для средней школы. Рассматривается роль моделирования и его отличия при обучении в начальной и средней школе.
Структура и основные этапы развития образного мышления в дошкольном детстве
Автор:  Каплунович И.Я. 
Предлагается психологически обоснованный подход к целенаправленному формированию образного мышления детей. Описаны его структура, основные этапы и последовательность развития в данный возрастной период, практические подходы к диагностике и формированию этого психического феномена, принципы работы педагога. С психологических позиций объясняются некоторые парадоксальные на первый взгляд ситуации, встречающиеся в практике дошкольного воспитания.
Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников
Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что социально значимое окружение ребенка не в полной мере обеспечивает удовлетворение потребностей, имеющих значение в становлении адекватной самооценки в дошкольный период детства. Так, в частности, оценочная система, существующая в ближайшем окружении ребенка, не отвечает психолого-педагогическим требованиям: во-первых, не учитывает индивидуальных и возрастных различий потребности ребенка в получении внешней оценки; во-вторых, не соответствует смыслу и значимости педагогической оценки, призванной обеспечивать адекватное развитие разнообразных...
Обучение математике с учетом индивидуальных особенностей ребенка
Автор:  Белошистая А.В. 
Проблема реализации личностно ориентированного обучения может быть решена только с позиции индивидуализации образовательного процесса. Предлагается способ индивидуализации обучения математике в начальных классах, основанный на учете трудностей в обучении у детей со слабой и инертной нервной системой, а также вообще у детей с повышенной утомляемостью и отвлекаемостью.