Статьи

Аннотации и полнотексты статей, тезисы конференций и результаты исследований по разделам возрастной психологии и другим отраслям психологической науки и практики

Название:
Тип статьи:
Рубрика:
Иностранная:
Сортировать:
Роль аргументации в интеллектуальном развитии детей
Автор:  Рыбка Е.В. 
Аргументация как необходимый навык, который формируется в процессе обучения риторике, способствует интеллектуальному развитию ребенка – переходу от простого фантазирования через эгоцентрические установки к объективной позиции в решении поставленной задачи. Теоретической основой данной гипотезы явились идеи Ж. Пиаже, исследования А.Н. Перре-Клермон, Т. Зиттун, Б. Шварца и др., а также культурно-историческая теория Л.С. Выготского, теория развивающего обучения Эльконина–Давыдова, теория формирования умственных действий П.Я.Гальперина, теоретические и экспериментальные работы Г.А. Цукерман. Исследование...
Психологический анализ материнских жалоб
Приводится классификация жалоб матерей детей разных возрастов (от 5 до 11 лет), обратившихся за психологической помощью. Показано, что наиболее проблемным для родителей является младший школьный возраст, когда главные трудности родителей связаны с учебной деятельностью ребенка. Излагается экспериментальное исследование психологических причин этих трудностей. На основе результатов естественного эксперимента и анкетирования родителей выделяются восемь типов проблемных форм взаимодействия матери и ребенка. Анализируются главные психологические причины материнских трудностей в отношениях с ребенком...
Психосоматика: Зачем мы болеем?
Автор:  Минеева О. А. 
Дети-изгои. Психологическая работа с проблемой
Автор:  Кравцова М.М. 
Преодоление подавления в практике игротерапии
Автор:  Санцевич Д.В. 
В данной статье обобщён некоторый опыт работы с механизмом подавления у детей дошкольного и младшего школьного возраста в рамках игровой психотерапии.
Как научить ребёнка задавать вопросы и отвечать на них
Автор:  Балакина Л.Б. 
Каждому ребёнку и особенно школьнику необходимо научиться задавать вопросы и отвечать на них, развитие данных способностей влечёт развитие личности и его познавательных способностей
Тренинг "Особенные дети"
Автор:  Зубавленко Н. 
Тренинг "Особенные дети" предназначен для работы с родителями детей с повышенным уровнем тревожности, агрессивности и импульсивности.
Профессионально-личностная готовность психолога образования к работе в системно-деятельностной и компетентностной парадигме в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения
В системе образования страны происходит внедрение новых Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС). В настоящее время в системе Департамента образования Москвы в пилотных школах проходит апробацию утвержденный новый Стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). В статье приводятся результаты исследования Центром «Практический психолог» МГППУ качества внедрения ФГОС НОО с целью создания программ повышения квалификации специалистов образования, а также для корректировки этого процесса.
Половозрастные и полотипические особенности механизмов психологических защит
В работе исследовались половозрастные особенности функционирования защитных механизмов в младшем подростковом, старшем подростковом и раннем юношеском возрасте с помощью теста Life Stile Index. Показано, что младшие подростки активно используют механизмы отрицания, проекции, интеллектуализации, компенсации, реактивного образования; старшие подростки часто применяют проекцию, замещение, подавление; в ранней юности чаще используют проекцию и регрессию. На всех исследуемых возрастных этапах высока интенсивность использования защитного механизма проекции. Наибольшая интенсивность защитного поведения...
Как объяснить детям, что такое живая клетка? (проект позитивно-манипуляционного дидактического диалога (ПМДД) с детьми 6 – 7-летнего возраста)
Предлагаем Вашему вниманию проект позитивно-манипуляционного дидактического диалога с детьми 6 – 7-летнего возраста на тему: «Живая клетка», разработанный в 2010 – 2011 учебном году. Эти материалы могут быть использованы педагогами и родителями для трансляции детям существенных (теоретических) признаков, связанных с понятием «живая клетка».
Психологический анализ феномена детской застенчивости
Автор:  Галигузова Л.Н. 
В статье уделяется внимание специфике взаимоотношений застенчивого ребенка с другими людьми, описанию феномена застенчивости, охватывающего наиболее значимые для ребенка стороны его жизни. Застенчивость рассматривается в данной работе как один из видов амбивалентного отношения ребенка к другим людям и к самому себе, которое проявляется в общении и в межличностных отношениях. Описанное в статье исследование позволило выделить наиболее значимые для ребенка области, в которых проявляется застенчивость и выявить структуру образа себя у застенчивых детей. На основе полученных данных был составлен обобщенный...
Влияние учителя на взаимоотношения и общение детей в классе
Автор:  Корпачёва С.Н. 
Вопросы изучения и диагностики вербальных способностей
Автор:  Новак З. 
К вопросу о перспективе психологии в практике школьного образования
К вопросу о трудностях усвоения школьных навыков
Автор:  Глаголева Е.А. 
О формировании способностей
Автор:  Леонтьев А.Н. 
Обучение игре в шахматы как средство интеллектуального развития младших школьников
Исследуется положительное влияние занятий шахматами на развитие познавательных процессов у младших школьников. Рассматривается экспериментальная методика начального обучения игре в шахматы детей младшего школьного возраста с использованием методов активизации мыслительной деятельности и при оперировании наглядно-образными схемами.
Особенности становления психологической культуры младших школьников
Понимание обмана детьми 5-11 лет и становление "модели психического"
Изучение понимания обмана детьми проводилось в русле работ, обозначаемых как "модель психического" ("theory of mind"). Способность к пониманию обмана свидетельствует о когнитивном развитии ребенка и отражает становление "модели психического" как системы репрезентаций психических феноменов как собственных, так и других людей. Понимание обмана идет от недифференцированного, трудно распознаваемого (в 5-летнем возрасте) к дифференцированному, успешно обнаруживаемому (у детей 11 лет). Качественный скачок в развитии понимания обмана выявлен при сравнении результатов 5- и...
Проблема возраста
Автор:  Выготский Л.С.