Статьи

Аннотации и полнотексты статей, тезисы конференций и результаты исследований по разделам возрастной психологии и другим отраслям психологической науки и практики

Название:
Тип статьи:
Рубрика:
Иностранная:
Сортировать:
Функциональная асимметрия мозга: амбидекстрия и амбицеребральность, новые тенденции
Анализ результатов диагностических методик, ориентированных на норматив
Анализ результатов работы с опросником Леонгарда-Шмишека
Автор:  Квасюк В.И. 
В работе приводятся результаты, полученные при математической обработке факторным анализом фактического материала после массового опроса людей по опроснику Шмишека, предназначенному для определений акцентуаций К. Леонгарда. В работе также приводится сопоставительный анализ выявленных психических параметров и факторов с подобными параметрами, известными в современной психологии. В результате анализа установлено четыре фактора — дихотомии и восемь психологических параметров, которые соответствуют восьми типам, или функциям психики человека, описанным К. Г. Юнгом в его работе «Психологические типы»...
Диагностика управленческих способностей
Применение опросника самоуважения М. Розенберга для исследования отношения подростков к себе
Автор:  Лубовский Д.В. 
Специфика эмоционально-личностной сферы дошкольников, живущих в неполной семье (на материале детских рисунков)
В исследовании представлены результаты сравнительного анализа рисунков детей 5—7 лет, живущих в полных и неполных семьях. Между двумя выборками обнаружена следующая разница. Рисунки детей из неполных семей менее эмоциональны, слабее показана связь с другими людьми, образ Я. Наиболее значимые различия были обнаружены среди мальчиков. Данные говорят о том, что мальчики, живущие с одинокими матерями испытывают больший эмоциональный дискомфорт, чем девочки.
Способы регуляции поведения у детей дошкольного возраста
Условия перехода от внешних действий к внутренним при решении задач дошкольниками
Автор:  Смирнова Е.О. 
Одна из центральных проблем детской и общей психологии — формирование внутреннего плана действия, т. е. способности действовать "в уме", без опоры на практические действия. Авторами статьи было проведено исследование, направленное на выявление способности детей действовать в речевом плане, для этого было выбрано пространственно-комбинаторное задание, основанное на различии в исходной и требуемой позиции объектов. По результатам исследования было выявлено, что именно отнесенность материала к "миру вещей" или к "миру людей", а не его привлекательность и корректность...
Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников
Автор:  Цукерман Г.А. 
Предметная диагностика теоретического мышления учащихся (система Эльконина – Давыдова)
Автор:  Гуружапов В.А. 
Влияние семейного конфликта на психомоторное развитие ребенка первых полутора лет жизни
Показано, что уровень психомоторного развития детей в возрасте з мес в двух группах (дети из семей без нарушений внутрисемейных отношений и дети из семей, где между родителями имеет место конфликт) не различается, однако к возрасту 20 мес дети из семей с нарушенными внутрисемейными отношениями отстают в развитии сенсорной, познавательной и эмоционально-волевой сфер по сравнению со сверстниками из нормальных семей. Несмотря на более легкую неврологическую симптоматику, в 3 мес у детей из конфликтных семей неврологические заболевания налюдались более длительное время, а также реже формировался надежный...
Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников
Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что социально значимое окружение ребенка не в полной мере обеспечивает удовлетворение потребностей, имеющих значение в становлении адекватной самооценки в дошкольный период детства. Так, в частности, оценочная система, существующая в ближайшем окружении ребенка, не отвечает психолого-педагогическим требованиям: во-первых, не учитывает индивидуальных и возрастных различий потребности ребенка в получении внешней оценки; во-вторых, не соответствует смыслу и значимости педагогической оценки, призванной обеспечивать адекватное развитие разнообразных...
Возрастные возможности младших школьников в построении письменного высказывания
Автор:  Старагина И.П. 
Изложены результаты экспериментального исследования становления высказываний в письменной речи младших школьников. Выявлена связь между разновидностями письменной речи (неадресованная письменная речь, адресованная и незавершенная письменная речь, адресованная и завершенная письменная речь) и составом позиций, определяющих действие высказывания. Позиционность действия высказывания в письменной речи рассматривается как умение автора действовать в позиции обращающегося ("здесь и теперь") и наблюдателя ("вненаходимость"). Доказывается, что переход от диалогической устной речи к...
К вопросу о ведущей деятельности современных подростков
Автор:  Либерман А.А. 
Автор предлагает свое понимание ведущей деятельности современного подростка. Показано, что она является игровой по типу, общественно значимой по содержанию и социально-моделирующей по форме. Данное положение основывается на том, что именно эти характеристики ведущей деятельности подростков соответствуют тем ее критериям, которые были выделены в последних работах В.В. Давыдова. Обсуждаются принципиальные отличия игровой деятельности дошкольников от игровой деятельности подростков.
Обучение математике с учетом индивидуальных особенностей ребенка
Автор:  Белошистая А.В. 
Проблема реализации личностно ориентированного обучения может быть решена только с позиции индивидуализации образовательного процесса. Предлагается способ индивидуализации обучения математике в начальных классах, основанный на учете трудностей в обучении у детей со слабой и инертной нервной системой, а также вообще у детей с повышенной утомляемостью и отвлекаемостью.
Особенности моделирования в учебной деятельности подростка
Автор:  Чудинова Е.В. 
Представлены некоторые итоги проектирования и реализации экспериментальных учебных курсов для средней школы. Рассматривается роль моделирования и его отличия при обучении в начальной и средней школе.
Отношение к социальной адаптации у творчески одаренных детей в России и в США
Автор:  Лукаш Е.Ю. 
Анализируются основные подходы к пониманию процесса социальной адаптации и их взаимосвязь с творческим процессом; рассматриваются теории, объясняющие взаимосвязь творчества и тревожности как составляющей процесса адаптации; приводятся данные зарубежных исследований в этой области, а также результаты кросскультурного исследования с целью анализа общественного мнения в отношении творчески одаренных детей и проблем, с которыми они могут сталкиваться в процессе адаптации.
Понимание обмана детьми дошкольного возраста в норме и при аутизме
Приведены результаты сравнительного исследования понимания детьми обмана как феномена когнитивного представления об организации психического в норме и при аутизме. В эксперименте участвовало 48 детей с нормальным развитием 3 - 6 лет и 9 аутистов 5-7 летнего возрста. Результаты показали, чтодети с аутизмом не могут понимать психическое других людей. У детей с нормальным развитием становление "модели психического", начиная с 4 лет, позволяет им понимать обман и его маркеры, что невозможно при ее дефиците. Использование символических средств - подсказок обманных ситуаций - не влияло на понимание...
Предмет психологии и специфика профессионального мышления психологов
Автор:  Локалова Н.П. 
Автор подкрепляет трактовку предмета психологии, предложенную Н.И. Чуприковой, своими соображениями относительно особенностей профессионального мышления практического психолога.
Проблема освоения педагогической деятельности в системе Эльконина-Давыдова
Автор:  Каминская М.В. 
Обсуждаются проблемы освоения учителем деятельности в системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова, где требуется организация специальной психолого-педагогической помощи в преодолении профессиональных стереотипов традиционной системы образования. Раскрываются логика работы с падагогами и основные ее формы. Овладение деятельностью в системе развивающего обучения рассматривается не как освоение набора особых технологических алгоритмов, а как изменение содержательных оснований действий учителя и предполагает подход к ученику как к субъекту учебной деятельности.