Статьи

Аннотации и полнотексты статей, тезисы конференций и результаты исследований по разделам возрастной психологии и другим отраслям психологической науки и практики

Название:
Тип статьи:
Рубрика:
Иностранная:
Сортировать:
Диагностика умственного развития на основе качественного анализа теста
Состояние материнской сферы у больных шизофренией
Автор:  Брутман В.И. 
Возрастные и гендерные особенности отношения подростков к спорту
Исследуются стилевые поведенческие, возрастные и гендерные особенности отношения подростков к занятиям спортом. Особое внимание уделено анализу мотивов, обусловливающих занятия спортом в подростковой субкультуре, а также мотивы отказа от занятий спортом.
Онтогенетическая динамика функциональной асимметрии мозга при вербальной перцепции
Автор:  Асенова И.В. 
Исследовалась возрастная динамика функциональной асимметрии мозга при дихотической вербальной перцепции (фонемной и лексической) у детей младшего школьного возраста. Полученные результаты свидетельствуют об изменении межполушарных взаимоотношений при речевой перцепции в период начального обучения грамоте, главным образом в направлении более активного включения правого полушария в реализацию этих процессов, чем обусловлен и лучший результат при выполнении когнитивных задач данного вида.
О роли символа в формировании эмоциональной сферы у младших школьников с трудностями развития психики
Исследуется формирование символа, понимаемого как интегративная структура, включающая образный, когнитивный и эмоциональный компоненты, у детей 7-10 лет на примере опосредствованной зрительно-предметной памяти. Проблема символа рассматривается в контексте более общей проблемы развития личности. Показана связь сформированности у ребенка произвольной регуляции психической деятельности и успешности овладения символическими средствами ребенком. Приводятся некоторые принципы формирующего обучения детей с трудностями, выражающимися в несформированности символической и знаково-предметной деятельности...
Психологические особенности детей, страдающих острым лимфобластным лейкозом
Представлены результаты сравнительного анализа личностных характеристик, самооценок, предпочтений в межличностном общении и родительско-детских отношений двух групп детей (страдающих острым лимфобластным лейкозом и здоровых), описаны взаимосвязи типов родительского воспитания и личностных качеств детей, выявлены межгрупповые различия.
Сравнительное исследование особенностей сознания дошкольников воспитывающихся в семье и вне семьи
Автор:  Смирнова Е.О. 
Задачей данного исследования было выявление роли взрослого в становлении внутреннего мира ребёнка. Основным методом исследования был сравнительный анализ сознания и самосознания у детей одного и того же возраста (5-6 лет), имеющих качественно различный опыт общения и отношений с другими людьми, а именно у детей, живущих в семье и без семьи (в детском доме).
Функциональная асимметрия мозга: амбидекстрия и амбицеребральность, новые тенденции
Проявление девиации в подростковой субкультуре
Рассматриваются возрастные и гендерные особенности проявлений девиантного поведения в период подостничества.Специальное внимание уделено анализу мотивов,побуждающих подростков к курению,употреблению алкоголя и наркотиков.Исследуются особенности отношения ближайшего социального окружения(родителей,учителей и одноклассников)к подобному поведению.Проводится сопоставительный анализ мнений учащихся,склонных и не склонныхк различным формам девиантного поведения.
Анализ результатов работы с опросником Леонгарда-Шмишека
Автор:  Квасюк В.И. 
В работе приводятся результаты, полученные при математической обработке факторным анализом фактического материала после массового опроса людей по опроснику Шмишека, предназначенному для определений акцентуаций К. Леонгарда. В работе также приводится сопоставительный анализ выявленных психических параметров и факторов с подобными параметрами, известными в современной психологии. В результате анализа установлено четыре фактора — дихотомии и восемь психологических параметров, которые соответствуют восьми типам, или функциям психики человека, описанным К. Г. Юнгом в его работе «Психологические типы»...
Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников
Автор:  Цукерман Г.А. 
Использование методики «родительское сочинение» в диагностике детско-родительских отношений в дошкольном возрасте.
Автор:  Шведовская А.А. 
Диагностика управленческих способностей
Применение опросника самоуважения М. Розенберга для исследования отношения подростков к себе
Автор:  Лубовский Д.В. 
Предметная диагностика теоретического мышления учащихся (система Эльконина – Давыдова)
Автор:  Гуружапов В.А. 
Проблема освоения педагогической деятельности в системе Эльконина-Давыдова
Автор:  Каминская М.В. 
Обсуждаются проблемы освоения учителем деятельности в системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова, где требуется организация специальной психолого-педагогической помощи в преодолении профессиональных стереотипов традиционной системы образования. Раскрываются логика работы с падагогами и основные ее формы. Овладение деятельностью в системе развивающего обучения рассматривается не как освоение набора особых технологических алгоритмов, а как изменение содержательных оснований действий учителя и предполагает подход к ученику как к субъекту учебной деятельности.
Специфичность эмоциональной категориизации хроматических и геометрических признаков у детей дошкольного возраста
Излагаются результаты исследований по изучению специфичности эмоциональной категоризации для цветовых признаков объектов. Помимо доказательства правомерности выделения таковой категоризации, рассматриваются гипотезы вроженности физиологических механизмов цвето-эмоциональной категоризации и проблемы, связанные с возрастной динамикой ее освоения детьми. Описываются обнаруженные в ходе исследования эффекты "сенсибилизации-десенсибилизации" к форме и цвету. Ставится проблема дальнейшего изучения обнаруженного типологизирующего признака использования формы или цвета в раннем детском возрасте...
Возрастные возможности младших школьников в построении письменного высказывания
Автор:  Старагина И.П. 
Изложены результаты экспериментального исследования становления высказываний в письменной речи младших школьников. Выявлена связь между разновидностями письменной речи (неадресованная письменная речь, адресованная и незавершенная письменная речь, адресованная и завершенная письменная речь) и составом позиций, определяющих действие высказывания. Позиционность действия высказывания в письменной речи рассматривается как умение автора действовать в позиции обращающегося ("здесь и теперь") и наблюдателя ("вненаходимость"). Доказывается, что переход от диалогической устной речи к...
Система Эльконина-Давыдова как ресурс повышения компетентности российских школьников
Автор:  Цукерман Г.А. 
С помощью задач теста компетентности оценивался уровень сформированности таких учебных достижений 15-летних школьников, как предметность знаний (ориентация на существенные отношения задачи), умение использовать схемы, графики и другие средства представления информации, умение учиться (в данном контексте - умение пользоваться подсказками) и умение рассматривать одно и то же явление с разных точек зрения. Сраниение традиционной школы в ее модернизированном варианте, вальдорфской педагогики и образовательной системы Эльконина - Давыдова подтверждает право последней на звание "развивающее обучение"...
Умственное развитие в условиях неразвивающего обучения
Автор:  Степанова М.А. 
Практика традиционного школьного обучения свидетельствует о том, что в подавляющем большинстве случаев оно не обладает развивающим эффектом. В статье ставится вопрос: происходит ли в этом случае умственное развитие детей, и если да, то благодаря влиянию каких факторов? Автор статьи, опираясь на идеи ведущих отечественных психологов XX в. Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца и В.В. Давыдова и обобщая результаты лонгитюдного эмпирического исследования, выдвигает гипотезу относительно факторов образовательного процесса, обусловливающих умственное развитие детей при традиционном обучении...