Аннотации и полнотексты статей, тезисы конференций и результаты исследований по разделам возрастной психологии и другим отраслям психологической науки и практики
|
|
|
|
Концепция системы поддержки принятия решений для психологического тестирования
Представлена концепция системы поддержки принятия решений, предназначенной для оптимизации порядка предъявления заданий психологических тестов и построенной на использовании обучаемых структур в форме марковских моделей с непрерывным временем. Диагностические выводы строятся на основе уточняющихся в процессе тестирования вероятностных оценок принадлежности испытуемых к различным группам. Выбор очередного задания определяется для каждого испытуемого индивидуально, опираясь на результаты выполнения предыдущих и расчёты дифференцирующей способности ещё не предъявленных заданий.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Опыт построения метода диагностики родительского отношения к ребенку
Статья посвящена изучению структуры и динамики родительского отношения. Родительское отношение по своей природе противоречиво и неоднозначно: ребенок является для родителей самоценной и уникальной личностью (личностное начало родительского отношения), а с другой — является предметом воспитания и педагогических воздействий родителя (предметное начало). Личностное начало проявляется в безоценочном отношении к ребенку, родительской эмпатии, отсутствии конкретных ожиданий и требований к ребенку, гибкости родительской позиции и пр. Предметное начало проявляется в наличии у родителя внешней оценочной...
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Информационная сетка по использованию диагностических методов в определении готовности детей к школьному обучению
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» ребенка, определяющую тот результат, которого ребенок может достичь в сотрудничестве со взрослым. Сотрудничество при этом понимается очень широко: от наводящего вопроса до прямого показа решения задачи. Л.С. Выготский указывал на то, что обучение плодотворно только в том случае...
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Анализ результатов работы с опросником Леонгарда-Шмишека
В работе приводятся результаты, полученные при математической обработке факторным анализом фактического материала после массового опроса людей по опроснику Шмишека, предназначенному для определений акцентуаций К. Леонгарда. В работе также приводится сопоставительный анализ выявленных психических параметров и факторов с подобными параметрами, известными в современной психологии. В результате анализа установлено четыре фактора — дихотомии и восемь психологических параметров, которые соответствуют восьми типам, или функциям психики человека, описанным К. Г. Юнгом в его работе «Психологические типы»...
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Анализ вариабельности сердечного ритма с помощью метода графа при различных функциональных состояниях
Представлен метод анализа динамики сердечных сокращений при различных функциональных состояниях на основе принципов теории графов. Выделены и проанализированы с помощью моделей "белого шума" основные показатели структуры графа сердечного ритма. Рассмотрена эффективность использования этих показателей для диагностики ряда функциональных состояний. Сформулирована общая модель изменения этих показателей при различных уровнях психической активности организма, базирующаяся на понятии энтропии.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Проективный сказочный тест и его возможности в исследовании личности ребенка
Дается теоретическое обоснование Проективного сказочного теста (ПСТ), анализируются результаты исследования его надежности и валидности. Тест имеет психоаналитическую ориентацию, он измеряет 26 переменных, таких как агрессия, оральные потребности, тревожность, потребность в принятии, аффилиативная потребность, страх агрессии, депрессия, самооценка, стремление к превосходству, чувство собственности и др. Тест дает возможность для исследования эмоциональных проблем ребенка, его мотивационно-потребностной сферы, а также защитных механизмов. Тест был адаптирован на российской выборке, нормы разработаны...
|
|
|
|
|