Аннотации и полнотексты статей, тезисы конференций и результаты исследований по разделам возрастной психологии и другим отраслям психологической науки и практики
|
|
|
|
Научные интерпретации предмета психологии (от парадигмы естественнонаучной к гуманитарной?)
В статье рассматривается ситуация, сложившаяся в психологии в настоящее время. Подчеркивается необходимость заново обсудить вопрос о предмете и основаниях психологии. Анализируются основные идеалы научного познания (античный, естественнонаучный, гуманитарный, прикладной), на которые ориентируется психолог.
Обсуждается программа Л. С. Выготского, ставится проблема ее реализации.
|
|
|
|
|
Некоторые результаты социологического и психологического обследования женщин, отказывающихся от своих новорожденных детей
Более 35 % нежеланных беременностей не донашиваются (4% в популяции), отмечается высокая частота патологии беременности и родов.
Из литературы известно, что большинство матерей, отказывающихся от своих детей, воспитывались в нестабильных семьях, и с раннего детства имели негативный опыт межличностных взаимоотношений. Личность многих «женщин, не готовых к эффективному материнству», формировалась в своеобразной субкультуре агрессии, часть из них в детстве страдали от унижающего достоинство угнетения и холодного отношения со стороны своих родителей. Levis D.O. et al (1991), обнаружили достоверный...
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Предпосылки девиантного материнского поведения
Работа посвящена изучению нарушений механизмов формирования материнского поведения в связи с ситуацией в родительской семье будущей матери. Представлены методики изучения ценности ребенка, взаимоотношений образа себя, ребенка, своей матери и бабушки у родильниц: тест “Фигуры”, генограмма. Экспериментально выявлены различия в восприятии образа ребенка в раннем постнатальном периоде матерями и матерями-отказницами. Высказаны предположения о механизмах влияния депривации девочки со стороны матери на нарушение формирования у нее в дальнейшем нормального материнского поведения.
|
|
|
|
|
Предпосылки личностного роста в развивающем образовании
Потенциал развивающего образования оценивается с точки зрения перспектив личностного роста его субъектов - детей и взрослых. Обеспечение личностного роста полагается в качестве цели развивающего образования. Исходя из этого соотносятся профессиональные миссии В.В. Давыдова и К. Роджерса, определившие специфику построенных ими и их последователями образовательных моделей. Образование рассматривается как уникальная и единственная макроинституциализированная форма обращения гражданского общества к растущему человеку как к личности. Такой взгляд лежит в основе новой философии образования.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Психологические особенности агрессивных дошкольников
В статье представлены результаты сравнительного анализа агрессивных и неагрессивных дошкольников. На основании этих результатов выявляется психологическая природа и индивидуальные варианты детской агрессивности
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Психологические характеристики старшеклассников в массовых школах и школах-гимназиях
Рассматриваются соотношения маркеров здоровья подростков как одного из направлений работы психологической службы в школе. Выполнено комплексное психологическое и психофизиологическое обследование 92 старшеклассников массовой школы и школы-гимназии. Исследовался уровень развития интеллекта, адаптационный ресурс, оцененный с помощью экспресс-методов и метода стохастической нелинейной кардиоинтервалометрии. Показано, что адаптационный ресурс школьников гимназий выше, чем у их сверстников из массовой школы. Обнаружены корреляционные соотношения между показателями кардиотеста и экспресс-методов оценки...
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Развитие идей Н.А. Менчинской на современном этапе исследований психологии учения
Раскрывается содержание и методические подходы к исследованию позиции субъекта учения в русле идей Н.А. Менчинской. Намечена логика развития понятий "субъектный опыт", "способ учебной работы" в современных исследованиях лаборатории психологии учения. Обозначены перспективы разработки практикоориентированной диагностики развития ребенка как субъекта учения.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ранние этапы развития речи в условиях зрительной депривации
Анализируются предикторы и показатели раннего развития речевых функций у детей с грубыми поражениями зрительной системы. Результаты приведенного исследования дают возможность заключить, что развитие речи у детей с такими нарушениями отстает от "нормы" по большинству показателей. Отмечается, что отставание и особенности речевого онтогенеза при подобных патологиях определяются на первом году жизни детей с недостаточным развитием детско-родительских отношений и невозможностью ребенка проследить движение взгляда, губ и жестов взрослого, а на втором году - недостаточными знаниями о предметном...
|
|
|
|
|
Показано: 141 - 160 из 223
Начало | Пред. | 6 7 8 9 10 | След. | Конец |