Аннотации и полнотексты статей, тезисы конференций и результаты исследований по разделам возрастной психологии и другим отраслям психологической науки и практики
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Группировки мотивационно-личностных свойств как регулятивные системы принятия решений
Обсуждается возможность выявить динамические системы регуляции принятия решений на основе применения процедур кластер-анализа по данным двух исследований, выполненных путем сравнения личностно-мотивационных профилей у критериально различаемых групп - контрольной и экспериментальной (слабослышащие студенты в первом исследовании и больные диабетом - во втором). Продемонстрированыразличия в группировках разноуровневых личностно-мотивационных свойств у лиц со снижением самоконтроля и вынужденными ограничениями в общении.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Динамика развития основных свойств внимания в детском возрасте
Приводятся результаты экспериментального изучения интенсивности, устойчивости, переключаемости внимания у детей 5 - 10 лет. Возрастная динамика этих свойств свидетельствует о том, что при разработке психодиагностических нормативов для младших школьников возрастной диапазон должен быть узким (разница в возрасте учащихся не более одного года).
|
|
|
|
|
Дифференциальная нейропсихология детского возраста
Представлено новое, перспективное направлеение нейропсихологии - исследование индивидуальных различий в формировании психических функций на разных этапах онтогенеза, а именно дифференциальная нейропсихология детского возраста. Ее предметом является исследование и описание типологии различий и изменений в структурных, динамических и содержательных характеристиках психических процессов в связи с разными вариантами морфофункциональной организации мозга и разными типами отклонений в этой организации у детей на разных этапах возрастного развития. Рассматриваются вопросы, связанные с особенностями методологии...
|
|
|
|
|
Доверие к себе как условие развития личности
Анализируется один из аспектов веры, связанный с активностью человека. Разработка понятий веры и доверия, осмысление их психологической сущности позволяет вскрыть механизмы, глубже осмыслить закономерности освоения того культурного пространства, внутри которого человек только и может обрести свою родовую человеческую сущность и в то же время оставаться самостоятельным истинным "субъектом жизни". Выдвигается идея о существовании относительно самостоятельного феномена личности - доверия к себе как одного из важнейших условий активности человека и относительно самостоятельного феномена субъектности...
|
|
|
|
|
Дух армии таков, каков духовный подъем народа
Годы Великой Отечественной войны стали временем трагических испытаний и блистательных свершений для отечественной психологии. В этой войне воюющим оказался каждый - и носящий оружие, и не носящий его, потому что каждый участвовал «в совместном духовном направлении воли, мысли, чувства и действия, ведущем к единому результату, именуемому победой».
|
|
|
|
|
Жизненные ориентации родителей детей-дошкольников
Исследовались структура ценностных ориентаций, оценка успешности жизненных перспектив и особенности страхов и опасений родителей. Работа выполнена на материале опроса 941 родителя (334 отца, 607 матерей). Полученные материалы позволили проанализировать влияние демографических и социально-стратификационных факторов на ценностные ориентации родителей.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Здоровьесберегающие технологии:нейропсихологический подход
Показана возможность использования накопленных в нейропсихологии знаний для разработки методов развивающего и оберегающего здоровье детей обучения. В связи с данными нейропсихологического анализа строения речи, письма и других высших психических функций обсуждаются дискуссионные вопросы развивающего обучения. Рассматриваются психологические механизмы трудностей обучения и раскрываются вытекающие из этого анализа требования к построению развивающего и сберегающего здоровье детей обучения.
|
|
|
|
|
Зеркальная линза. Сказкотерапия в работе учителя
Встреча со сказкой позволяет сделать еще один шаг к пониманию и окружающего мира, и самих себя. Использовать сказку в работе могут как психологи, так и педагоги. При этом придется не только найти хорошие сказки, но и отказаться от убеждения в учительской непогрешимости. Уверенность в том, что «учитель всегда прав», при использовании сказкотерапии может только навредить.
|
|
|
|
|
Зона ближайшего развития: пространственно-временная модель
Исследование позволяет, во-первых, дифференцировать уровень актуального развития ребенка, а во-вторых, благодаря использованию концепции совокупного действия — расширить пространство зоны ближайшего развития (ЗБР), включив в него не только овладение ребенком операционально-технической стороной предметного действия, но и осознание им смысла действия как направленного на другого человека. В классической концепции Л.С. Выготского ЗБР определяется дозированной помощью взрослого в виде подсказок, наводящих вопросов и т.п. Проведенное авторами исследование показывает, что помощь не сводится только к...
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Инструментальный метод в детской практической психологии
Обсуждается применение инструментального метода в детской практической психологии. Этот метод, предложенный Л.С. Выготским как исследовательский историко-генетический метод для психологического изучения ребенка, в данной статье рассматривается как формирующий для развития познавательной мотивации и произвольного поведения у детей
|
|
|
|
|
|
|
|
|
К проблеме диагностики учебной мотивации
Представлен разработанный автором диагностический опросник для исследования направленности мотивации изучения учебного предмета. Дана характеристика внутреннеййй и внешней мотивации учебной деятельности.
|
|
|
|
|
Как объяснить детям, что такое власть? (проект позитивно-манипуляционного дидактического диалога (ПМДД) о власти с детьми 6 – 7-летнего возраста)
В 2008 – 2009 учебном году в Северо-Западном учебном Округе Москвы на базе школы № 1191 (г.Москва) открыта экспериментальная площадка по теме: “Развитие теоретического образного мышления детей младшего школьного возраста в условиях учебных диалогов различных типов».
Предлагаем Вашему вниманию проект позитивно-манипуляционного дидактического диалога с детьми 6 – 7-летнего возраста на тему: «Власть», разработанный в 2010 – 2011 учебном году. Эти материалы могут быть использованы педагогами и родителями для трансляции детям сущностных (теоретических) признаков, связанных с понятием власть
|
|
|
|
|
Каким должен и каким может быть психолог,работающий в системе образования?
Статья продолжает начатое М.А. Степановой обсуждение критериев профессионализма практических психологов образования (Вопр. Психол. 2002. № 1). Проблемы качества профессиональной подготовки и мастерства практического психолога рассматриваются через призму тех реальных условий, в которых происходит его профессиональное становление и осуществляется конкретная деятельность.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Показано: 741 - 760 из 819
Начало | Пред. | 36 37 38 39 40 | След. | Конец |