Статьи

Аннотации и полнотексты статей, тезисы конференций и результаты исследований по разделам возрастной психологии и другим отраслям психологической науки и практики

Название:
Тип статьи:
Рубрика:
Иностранная:
Сортировать:
Проблема психологического стресса в контексте психического и психологического здоровья школьников
Автор:  Литвинов В.С. 
Настоящая работа посвящена изучению проблемы психологического стресса у старшеклассников
Психолого-педагогическая подготовка учителя для «Новой школы»
Автор:  Рубцов В.В. 
Роль когнитивного развития в обеспечении психологического здоровья школьников
Автор:  Локалова Н.П. 
В статье рассматриваются различные аспекты влияющие на психологическое здоровье школьников.
Системный мониторинг качества образовательных условий и возможностей школы
Автор:  Ясвин В.А. 
Описана технология мониторинга образовательной среды и анализа образовательной программы.
Тревожность и возможности ее снижения у детей, начинающих посещать детский сад
Автор:  Макшанцева Л.В. 
Новые задачи ПМПК окружного ресурсного центра по развитию инклюзивного образования
Автор:  Семаго Н.Я. 
Статья ведущего научного сотрудника Городского ресурсного центра по развитию Интегрированного (инклюзивного) образования МГППУ Семаго Н.Я. о новых задачах ПМПК
Встреча в пути: символический смысл изменений в жизни
Опыт работы клуба "Психология в искусстве" лаборатории клинической психологии и психологического консультирования
Данная статья анализирует возможности использования активных методов обучения в таком специфическом виде занятий как клуб. Содержательный диалог о психологических основах и глубинах посредством различных видов искусства призван способствовать личностному и профессиональному росту участников.
Анализ состояния учебного процесса и принятие адекватных управленческих решений (Учебно-воспитательный комплекс № 1859 Северо-Западного округа Москвы)
Автор:  Смирнова Е.О. 
Компетентностный подход к повышению квалификации учителей, реализующих интеграцию основного и дополнительного образования школьников
Психологические основы сценирования уроков как проблема современной педагогической психологии
Автор:  Гуружапов В.А. 
Материалы V Всероссийской научно-практической конференции: Психология Образования: Психологическое Обеспечение «Новой Школы». Направление I. Подготовка педагогических кадров для Новой школы в рамках новых ФГОС ВПО 1. Конференция проводилась в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», предложенной Президентом России Д.А. Медведевым, и решения коллегии Министерства образования и науки РФ от 11 февраля 2009 г. «О мерах по совершенствованию деятельности в сфере сохранения и укрепления здоровья обучающихся, организации их питания в общеобразовательных учреждениях»...
Перестройки самосознания в онтогенезе
Автор:  Худоян С.С.  
Возрастные перестройки самосознания рассматриваются в контексте предложенной автором периодизации развития, в которой каждый этап представляется как процесс решения определенной проблемы развития. Первая проблема считается формирование субъекта видовой (до 7-8 лет), вторая- половой (с 9,10-18, 22 лет), третья – социальной (с 22-35,45 лет) активностей. Последней проблемой считается самоисчерпание (с 45 до конца жизни). На каждом этапе происходят перестройки самосознания, человек начинает осознавать себя в качестве субъекта определенной активности. На первом этапе формируется видовое самосознание...
К проблеме классификации кризисов развития
Автор:  Худоян С.С.  
В статье анализируются основные подходы к толкованию понятия «кризисы развития». Предполагается, что существуют разные виды кризисов развития. Различаются кризисы индивидуального и возрастного развития. Кризисы возрастного развития в свою очередь разделяются на два подвида – кризисы, обусловленные переходом из одного возрастного этапа в другой и кризисы развития личности, обусловленные возрастными перестройками самосознания.
Агрессивные дети
Повышенная агрессивность — одна из частых проблем детского коллектива. В статье перечислены проявления агрессивности детей дошкольного возраста, а также психологические особенности склонности к агрессии. Авторы также рассматривают индивидуальные варианты проявления детской агрессивности и их особенности. Отмечается, что агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Сформировать чувство общности с другими, желание видеть и понимать сверстников — основная задача педагога и психолога в работе с агрессивными людьми — подчеркивается...
«ЭТО» многое объясняет
Автор:  Рулевская А. 
Адаптация первоклассников к школе путем снижения уровня их тревожности
Автор:  Костина Л.М. 
Известно, что переход из детского сада в школу вызывает у ребенка хроническую эмоциональную напряженность и тревожное состояние, провоцируя развитие синдрома школьной дезадаптации. Предпринята попытка выявить возможность влияния на школьную адаптацию путем коррекции уровня тревожности у детей методом недирективной игровой терапии еще в период нахождения будущих первоклассников в дошкольных учреждениях. Полученные данные свидетельствуют об эффективности метода игровой терапии в коррекции высокой тревожности у дошкольников, что позволяет повысить их уровень школьной адаптации и успеваемость в I классе...
Без учителя не получится
Качество образовательной системы не может быть выше качества учителя. Вот только как подготовить качественного педагога? Об этом на страницах "Новой газеты" размышляют ректор МГППУ Виталий Рубцов и первый проректор Аркадий Марголис
Введение подростков в экзистенциальные смыслы мотивов русской пейзажной живописи
Автор:  Гуружапов В.А. 
Для понимания мотива пейзажа детям необходимо иметь адекватные представления о главных составляющих мотива в связи с идеей замысла как основой содержания любого произведения искусства и конкретизированной идеей замысла определенного произведения. Эти составляющие смыслопорождающей системы понимания искусства у большинства детей (применительно к рассматриваемым произведениям) есть, но в отдельности и в зачаточной форме.
Взаимосвязь теории и практики в формировании психолого-педагогических оснований организации современного образования
Автор:  Фельдштейн Д.И. 
Вряд ли нужно сейчас останавливаться на утверждении, что современное человеческое сообщество живет в принципиально другом мире, чем даже 20–25 лет тому назад. Научному доказательству этого положения посвящены сотни серьезных исследований экономистов, социологов, политологов, философов, психологов, педагогов, культурологов, представителей практически всех сфер знания, исследований, раскрывающих ха- рактеристики кризисных явлений и глобальных изменений, хотя еще четко и не определяющих объективно сложившееся сегодня историческое состояние общества, условно называемое часто постиндустриальным. Между...
Выдержки из научных дневников (1960-1962) Д.Б. Эльконина
Автор:  Эльконин Д.Б. 
В научных дневниках Д.Б. Эльконина разрабатываются темы строения учебной деятельности, специфики подросткового возраста, происхождения внутреннего плана действий, типологии возрастных периодов, специфики психической деятельности как формы моделирования реальности, переходов от действий в реальности к действиям в модели реальности.