Статьи

Аннотации и полнотексты статей, тезисы конференций и результаты исследований по разделам возрастной психологии и другим отраслям психологической науки и практики

Название:
Тип статьи:
Рубрика:
Иностранная:
Сортировать:
Диагностика понимания массовой информации старшеклассниками
Автор:  Шуварикова Е.В. 
Особенности становления психологической культуры младших школьников
Вопросы изучения и диагностики вербальных способностей
Автор:  Новак З. 
Формирование ценностно-смыслового отношения к психологии у будущих психологов
Рассматривается проблема формирования ценностно-смыслового отношения студентов педвузов к психологическому знанию. Данный процесс выступает в качестве важного и неотъемлемого звена в становлении профессиональной психологической компетентности будущих педагогов. Он включает ряд этапов и реализуется при определенных психологических условиях
Психологические эффекты дельфинотерапии
Деельфинотерапия - сравнительно новое направление нетрадиционной медицины и психотерапии; особенно ценные результаты она дает при работе с детьми, больными ДЦП, синдромом Дауна, детским аутизмом. Дается обзор работ по дельфинотерапии за рубежом и информация о результатах, полученных авторами в "Утришском дельфинарии" Москвы.
Воображение ребенка: природа и развитие. Ч.2
Автор:  Кудрявцев В.Т. 
На основе логико-психологического анализа раскрывается понимание воображения как универсального свойства сознания в качестве альтернативы до сих пор доминирующему традиционному пониманию. Рассматриваются фундаментальные характеристики воображения - его смысловой реализм и способность "видеть целое раньше частей". Обсуждается место воображения в структуре креативного потециала человека (в том числе, проблема соотношения воображения и мышления), его функции в психическом развитии ребенка. При этом в фокусе внимания оказывается социально-коммуникативная природа, внутренняя позиционность...
Рисуночный тест Р. Сильвер для оценки когнитивной и эмоциональной сфер личности
Автор:  Копытин А.И. 
Проведена межкульльтурная адаптация рисуночного теста Сильвер. Определены нормативные показатели для разных возрастных групп. Показаны надежность и валидность теста, возможность его применения для оценки когнитивно-интеллектуальных факторов креативности и выявления детей и подростков с повышенной враждебностью и агрессивностью.
Изучение жизненных проблем старшеклассников — методика и результаты исследования
Автор:  Мещерякова И.А. 
Опыт построения метода диагностики родительского отношения к ребенку
Автор:  Быкова М.В. 
Статья посвящена изучению структуры и динамики родительского отношения. Родительское отношение по своей природе противоречиво и неоднозначно: ребенок является для родителей самоценной и уникальной личностью (личностное начало родительского отношения), а с другой — является предметом воспитания и педагогических воздействий родителя (предметное начало). Личностное начало проявляется в безоценочном отношении к ребенку, родительской эмпатии, отсутствии конкретных ожиданий и требований к ребенку, гибкости родительской позиции и пр. Предметное начало проявляется в наличии у родителя внешней оценочной...
О применении теста фрустрации Розенцвейга в школьной психодиагностике.
Автор:  Лубовский Д.В. 
Возможность влияния эмоциональных событий в жизни матери во время беременности на формирование доминирующих эмоциональных состояний ребенка
Автор:  Соколова О.А. 
Динамика психологического состояния женщин во время беременности и после родов
Исследование посвящено выявлению особенностей изменений психического состояния женщин в период беременности и становления диадических отношений между матерью и ребенком после родов. Проспективно на протяжении всей беременности и после родов по единой программе была обследована 51 женщина детородного возраста. При обследовании после родов выделены группы женщин: 1) со сформированной готовностью к материнству; 2) с несформированной готовностью к материнству. При исследовании выявлено три типа переживания беременности, три типа материнского отношения к ребенку, показана их взаимосвязь и соотношение...
Речь женщин в разные периоды беременности
Автор:  Брутман В.И. 
Образ ядерной энергетики в детской картине мира
Идеалы культуры и становление субъекта профессиональной деятельности
Автор:  Климов Е.А. 
Становление субъекта труда рассматривается как приближение к положительным и реалистическим идеалам культуры, понимаемой в широком значении слова. Анализируется соотнесенность этого становления закономерностям природы, культуры, психики. Труд понимается как производство социально ценных реальностей (не только вещественных, но и процессуальных): информации, упорядоченности чего-либо, новообразований в психике, во внутреннем мире (других людей и своем).
Зрительно-пространственная память у младших школьников в норме и с задержкой психического развития.
В статье описывается способ количественной оценки выполнения пробы на зрительно-пространственную память. Приводятся результаты выполнения данной пробы детьми в норме и с задержкой психического развития как в группах в целом, так и в подгруппах с относительной «слабостью» лево- или правополушарных функций.
Индивидуальные особенности функциональной организации мозга детей 7-8 лет с задержками психического развития в процессе переработки зрительно-пространственной информации
Особенности внимания у младших школьников по данным компьютерного исследования
Состояние зрительно-пространственных функций у детей в норме и с задержкой психического развития.
Автор:  Меликян З.А. 
В статье описывается специфика развития психических функций и в частности зрительно-пространственных функций в норме и в условиях задержки психического развития (ЗПР). Проводится сравнение выполнения зрительно-пространственных проб детьми в норме и при ЗПР с относительной слабостью лево- или правополушарных функций.
Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема
Автор:  Цукерман Г.А. 
Ставится под сомнение целесообразность синхронизации двух переходов: от младшего школьного к подростковому возрасту и из начальной в среднюю школу. Приводятся новые экспериментальные доказательства кризисного характера перехода школьников в основную школу. Фиксируется необходимость проектирования новой ступени образования, предназначенной для построения отсутствующего сейчас плавного, некризисного перехода из начальной в основную школу. На основании экспериментального анализа учебных достижений наиболее успешных школьников выдвигается гипотеза об основной форме организации учебной деятельности...