Статьи

Аннотации и полнотексты статей, тезисы конференций и результаты исследований по разделам возрастной психологии и другим отраслям психологической науки и практики

Название:
Тип статьи:
Рубрика:
Иностранная:
Сортировать:
Опыт работы по развитию эстетической активности методом музыкального движения
Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников
Автор:  Цукерман Г.А. 
Особенности самооценки первоклассников, готовых и не готовых к школьному обучению
Автор:  Кислицкая Л.А. 
Воспитание здорового образа жизни среди учащихся начальных классов
Автор:  Карасева С.В. 
Техника коррекции эмоциональных комплексов через рисование у детей 5-9 лет
Автор:  Бахурина Е. 
Этологический подход в терапии детской адаптационной тревожности
В статье рассматривается опыт работы с адаптационной тревожностью детей младшего школьного возраста на основе теоретических моделей относительно новых направлений науки – этологии человека и эволюционной психологии.
Развитие самооценки у младших школьников при различных системах оценивания
Автор:  Илясова А.В. 
Понятие внутренней позиции – проблема и перспективы исследования
Автор:  Лубовский Д.В. 
Мозг первоклассника u успешная учеба
Особенности проекции в графической методике «Неизвестное животное»
Автор:  Манилов И.Ф. 
Воспитательный диалог как средство социализации детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов
Автор:  Телегин М.В. 
В статье анализируются традиционный и альтернативный подходы к организации воспитания, обсуждается психологическая модель полноценного воспитательного диалога. Статья отвечает на вопрос «Как можно воспитывать ребенка в современных условиях.
Возрастные возможности младших школьников в построении письменного высказывания
Автор:  Старагина И.П. 
Изложены результаты экспериментального исследования становления высказываний в письменной речи младших школьников. Выявлена связь между разновидностями письменной речи (неадресованная письменная речь, адресованная и незавершенная письменная речь, адресованная и завершенная письменная речь) и составом позиций, определяющих действие высказывания. Позиционность действия высказывания в письменной речи рассматривается как умение автора действовать в позиции обращающегося ("здесь и теперь") и наблюдателя ("вненаходимость"). Доказывается, что переход от диалогической устной речи к...
Обучение математике с учетом индивидуальных особенностей ребенка
Автор:  Белошистая А.В. 
Проблема реализации личностно ориентированного обучения может быть решена только с позиции индивидуализации образовательного процесса. Предлагается способ индивидуализации обучения математике в начальных классах, основанный на учете трудностей в обучении у детей со слабой и инертной нервной системой, а также вообще у детей с повышенной утомляемостью и отвлекаемостью.
Отношение к социальной адаптации у творчески одаренных детей в России и в США
Автор:  Лукаш Е.Ю. 
Анализируются основные подходы к пониманию процесса социальной адаптации и их взаимосвязь с творческим процессом; рассматриваются теории, объясняющие взаимосвязь творчества и тревожности как составляющей процесса адаптации; приводятся данные зарубежных исследований в этой области, а также результаты кросскультурного исследования с целью анализа общественного мнения в отношении творчески одаренных детей и проблем, с которыми они могут сталкиваться в процессе адаптации.
К проблеме диагностики учебной мотивации
Автор:  Дубовицкая Т.Д. 
Представлен разработанный автором диагностический опросник для исследования направленности мотивации изучения учебного предмета. Дана характеристика внутреннеййй и внешней мотивации учебной деятельности.
О критериях профессионализма школьного психолога
Автор:  Степанова М.А. 
Обсуждению критериев профессионализма практических психологов образования была посвящена конференция, приуроченная к 5-летию Московского городского конкурса "Учитель года" в номинации "Педагог-психолог". Ее участники рассказывали о своем понимании профессионального мастерства практического психолога, сравнивали показатели оценки работы психолога на конкурсе и при аттестации. Автор - психолог одной из московских школ и участник указанного конкурса 2001 г. - не только знакомит с основными вопросами, поднимавшимися на конференции, но и делится собственным представлением о том,...
Развитие музыкально-исполнительского мастерства как формирование высшей психической функции
Рассмотренные в статье особенности развития музыкально-исполнительского мастерства в школьном возрасте и экспериментальное исследование роли культурных средств в этом развитии дают основания полагать, что данный процесс подчиняется общим законам формирования высших психических функций. У детей младшего и среднего школьного возраста развитие исполнительства идет преимущественно через использование внешних культурных средств, в то время как у старшеклассников оно осуществляется в большей мере с помощью внутренних средств. Показано, что адекватным внешним средством развития способности к созданию...
Функционально-статистический анализ сказок,сочиненных детьми
Автор:  Зеленкова Т.В. 
Сочинение сказки является одним из наиболее продуктивных подходов к исследованию детской психики, который успешно применяется в психодиагностике, психотерапии и практике развивающего обучения. Однако имеются некоторые существенные ограничения данного метода, которые связаны с трудностью формализации и отсутствием реальных критериев оценки созданного текста. Для решения этих проблем предлагается использовать метод функционального анализа В.Я. Проппа, который дополнен введением понятия смысловой нагрузки каждой функции, определяемой на основе статистических закономерностей. Это позволяет получить...
Динамика развития основных свойств внимания в детском возрасте
Автор:  Тамбиев А.Э. 
Приводятся результаты экспериментального изучения интенсивности, устойчивости, переключаемости внимания у детей 5 - 10 лет. Возрастная динамика этих свойств свидетельствует о том, что при разработке психодиагностических нормативов для младших школьников возрастной диапазон должен быть узким (разница в возрасте учащихся не более одного года).
Феномен "воображаемого партнера" в детском возрасте
Основной целью данного исследования было изучение феномена "воображаемого партнера" (ВП) и его функций в детском возрасте. Особый интерес представляло влияние фактора обедненных социальных связей за рамками непосредственного семейного окружения на возникновение феномена ВП. В эксперименте принимали участие дети младшего школьного возраста 7 - 11 лет, интеллектуально сохранные и страдающие детским церебральным параличом, среди которых наблюдались случаи устойчивого фантазирования с участием ВП. Использовались следующие основные методики: опросник для детей и родителей о ВП; методика для...