Статьи

Аннотации и полнотексты статей, тезисы конференций и результаты исследований по разделам возрастной психологии и другим отраслям психологической науки и практики

Название:
Тип статьи:
Рубрика:
Иностранная:
Сортировать:
Традиционное обучение и воспитание в инновационном детском саду: казнить нельзя, применять
Автор:  Телегин М.В. 
«Реформа» дошкольного образования осуществляется так же «успешно», как и все прочие. Лучшую в мире систему дошкольного воспитания, предмет зависти наших геополитических конкурентов, фундамент высоких достижений в науке, технике, творчестве, добивают форсированными темпами. Многие «цивилизованные страны» (посмотрите, например, «План Обамы» в области дошкольного воспитания и обучения) берут за образец советский детский сад. Неужто педагогический опыт предков (и дореволюционный, и советский) не нужен современному «инновационному» российскому дошкольному учреждению? Помимо анализа и критики статья...
Психологический анализ феномена детской застенчивости
Автор:  Галигузова Л.Н. 
В статье уделяется внимание специфике взаимоотношений застенчивого ребенка с другими людьми, описанию феномена застенчивости, охватывающего наиболее значимые для ребенка стороны его жизни. Застенчивость рассматривается в данной работе как один из видов амбивалентного отношения ребенка к другим людям и к самому себе, которое проявляется в общении и в межличностных отношениях. Описанное в статье исследование позволило выделить наиболее значимые для ребенка области, в которых проявляется застенчивость и выявить структуру образа себя у застенчивых детей. На основе полученных данных был составлен обобщенный...
Воображение ребенка: природа и развитие Ч.1
Автор:  Кудрявцев В.Т. 
На основе логико-психологического анализа раскывается понимание воображения как универсального свойства сознания в качестве альтернативы до сих пор доминирующему - традиционному. Рассматриваются фундаментальные характеристики воображения - его смысловой ревлизм и способность "видеть целое раньше частей". Обсуждается место воображения в структуре креативного потенциала (в том числе - проблема соотношения воображения и мышления), его функции в психическом развитии ребенка. В фокусе внимания оказывается социально-коммуникативная природа, внутренняя позиционность воображения. Затрагивается...
Воображение ребенка: природа и развитие. Ч.2
Автор:  Кудрявцев В.Т. 
На основе логико-психологического анализа раскрывается понимание воображения как универсального свойства сознания в качестве альтернативы до сих пор доминирующему традиционному пониманию. Рассматриваются фундаментальные характеристики воображения - его смысловой реализм и способность "видеть целое раньше частей". Обсуждается место воображения в структуре креативного потециала человека (в том числе, проблема соотношения воображения и мышления), его функции в психическом развитии ребенка. При этом в фокусе внимания оказывается социально-коммуникативная природа, внутренняя позиционность...
Выявление представлений родителей о развитии дошкольника
Статья посвящена анализу влияния детско-родительских отношений на психическое развитие ребенка дошкольного возраста. Обсуждаются различные точки зрения относительно структуры родительской позиции. Предложена модель родительской позиции по отношению к процессу психического развития ребенка, включающая в себя два параметра: 1) "акселерация - амплификация" - способы воздействия родителей на развитие ребенка, учитывающие особенности возраста и содействующие их наиболее полной реализации, либо направленные на ускорение развития и не считающиеся с возрастными особенностями ребенка; 2) "активность...
Знаковое опосредствование, волшебная сказка и субъектность действия
Зона ближайшего развития в становлении предметного действия. Единство активности ребенка и помощи взрослого
Автор:  Корепанова И.А. 
Игра как вид деятельности
Автор:  Венгер Л.А. 
В статье представлен анализ книги Д.Б. Эльконина «Психология игры»
Изучение развития восприятия изображений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Автор:  Симонова Т.Ю. 
История и состояние проблемы психологии выразительных движений
Автор:  Мироненко В.В. 
В статье дается обзор исследований развития выразительных движений с древних времен до 70-х годов XX века. Автор комментирует различные концепции. Делает вывод, что состояние психологической науки 70-х годов XX века четко отделяет научные психологические, психофизиологические и биологические факторы от концепций на уровне житейских и донаучных представлений.
Как они играют?! Диагностика родительско-детских отношений в сюжетно-ролевой игре
Место сказки в дошкольном образовании
Автор:  Большунова Н.Я. 
Статья посвящена проблемам дошкольного образования, а также о функциях сказки на занятиях и в жизни ребенка.
Нормативная диагностика психологических предпосылок готовности к обучению в школе у детей 4—5 лет
Особенности типов руководства родителями деятельности детей дошкольного возраста
Автор:  Шведовская А.А. 
Понимание обмана детьми 5-11 лет и становление "модели психического"
Изучение понимания обмана детьми проводилось в русле работ, обозначаемых как "модель психического" ("theory of mind"). Способность к пониманию обмана свидетельствует о когнитивном развитии ребенка и отражает становление "модели психического" как системы репрезентаций психических феноменов как собственных, так и других людей. Понимание обмана идет от недифференцированного, трудно распознаваемого (в 5-летнем возрасте) к дифференцированному, успешно обнаруживаемому (у детей 11 лет). Качественный скачок в развитии понимания обмана выявлен при сравнении результатов 5- и...
Понятие «сенсорная культура» в педагогике и психологии развития: М. Монтессори и Л.А. Венгер
Автор:  Обухова Л.Ф. 
Право детей на счастливое детство и пути развития психологических знаний о детях в СССР
Автор:  Эльконин Д.Б. 
Проблема возраста
Автор:  Выготский Л.С. 
Проблемы коммуникативного поведения у дошкольников
Автор:  Гавриш С.В. 
Для педагогов и родителей является естественным желание видеть своих детей любознательными, сообразительными, умелыми. Однако нередки случаи, когда у ребенка в процессе воспитания и обучения возникают различные трудности, «проблемы». Одни проблемы сглаживаются с возрастом, другие же имеют стойкий характер и преодолеваются благодаря значительным усилиям со стороны взрослых.
Психологические особенности современных детей дошкольного возраста
Автор:  Смирнова А.Е.